«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

«ЦЕЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНО-ТУРЕЦКОГО ТАНДЕМА — ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РОССИЙСКИХ МИРОТВОРЦЕВ»

10/09/2021

«Пантюркизм становится ведущим идеологическим обоснованием турецкой внешней политики», — говорит в интервью «ГА» востоковед, академик НАН РА Рубен САФРАСТЯН.

— О чем сигнализируют военные учения ВС Турции и Азербайджана в Кашатагском (Лачинском) районе, перешедшем под азербайджанский контроль после 44-дневной войны?

— Я считаю, что эти учения носят в основном не военный, а провокационный характер. Они провоцируют не только армянскую сторону, но и российских миротворцев. Цель азербайджано-турецкого тандема в стратегическом смысле — как можно скорее избавиться от российских миротворцев. Конечно, Ильхам Алиев отдает себе отчет в том, что, по крайней мере на данном этапе, это не удастся. Провокация же состоит в том, что они пытаются сделать вопрос пребывания российских миротворческих сил вопросом торга между Россией и Азербайджаном. Вспомним, что до сих пор Азербайджан фактически еще не дал согласия на пребывание миротворцев, как он считает, на своей территории. Не было подписано соответствующего соглашения. И Азербайджан затягивает его подписание. Конечно, то, что сегодня происходит, делается с подачи Турции, для которой идеальным вариантом были бы смешанные турецко-российские миротворческие силы. Если этого не удалось добиться, они будут стремиться к тому, чтобы вообще вывести российский миротворческий контингент. И Турция со своей стороны подталкивает Азербайджан к этому.

— Как вы оцениваете совместные армяно-турецкие реверансы? Эрдоган видит позитивные сигналы из Армении, Пашинян видит позитивные сигналы из Турции…

— В этом нет ничего нового. Армения с самого первого дня обретения независимости заявляет, что готова урегулировать отношения с Турцией без предусловий. Турция, наоборот, ставит предусловия. При этом турецкие руководители регулярно выступают с «миролюбивыми» заявлениями. Так что в данном случае со стороны Эрдогана ничего нового нет, как и со стороны Армении. Это очередной дипломатический раунд. Не думаю, что он даст какие-то реальные результаты, потому что Турция не откажется от своих предварительных условий, и, я надеюсь, Армения тоже не пойдет на попятную и не откажется от своей позиции в контексте непринятия предусловий, которые ставит Турция.

— Азербайджанские ВС до сих пор находятся на территории суверенной Армении. Азербайджанцы закрывают межгосударственную дорогу у нас дома, при этом премьер Пашинян заявляет, что Армения готова возобновить мирный процесс с Азербайджаном. Как это понять? И как вы оцениваете региональную ситуацию?

— Поведение Азербайджана и Турции я оцениваю как продолжение стратегической линии, которую они приняли после победы в 44-дневной войне. Эта линия имеет своей целью оказание давления на Армению с тем, чтобы добиться для себя уступок. Упомянутые вами действия — провокации, устраиваемые Азербайджаном на границе, пребывание их ВС на нашей территории, блокирование дороги — укладываются в общую канву оказания давления на Армению с целью уступок и в вопросе Арцаха, и в вопросе демаркации границы.

Если же смотреть на более высоком стратегическом уровне, то происходит усиление пантюркизма во внешней политике Турции. Пантюркизм становится ведущим идеологическим обоснованием турецкой внешней политики на современном этапе. Конечно, сохраняется и неоосманизм, и в какой-то степени панисламизм, но пантюркизм, на мой взгляд, сейчас господствующее течение. В ноябре будет объявлено о создании тюркского союза. Фактически по модели Европейского Cоюза Турция пытается создать союз тюркоязычных государств под своей эгидой. Тюркский совет трансформируется в тюркский союз.

Это серьезная заявка Турции на реализацию пантюркистских планов. И такая политика будет продолжаться в ближайшие годы — Турция будет все больше и больше использовать пантюркизм для обоснования своей внешней политики, в том числе и у нас в регионе. С Азербайджаном идет процесс интеграции и, как я вижу, создания союзного государства. В Средней Азии, Центральной Азии идет процесс создания тюркского союза…

— Как события в Афганистане отразятся на нашем регионе?

— То, что произошло в Афганистане, может иметь довольно сильное воздействие и на наш регион, конечно. Полагаю, воздействие будет в первую очередь на Азербайджан, игравший важную роль для США как перевалочный пункт для снабжения американских войск, находившихся в Афганистане. Теперь, когда американцы вывели свои войска, значение Азербайджана для США уже намного меньше. Это важно учитывать. С другой стороны, создаваемый Турцией тройственный союз Турция — Азербайджан —  Пакистан в какой-то степени будет подвержен и влиянию Афганистана, «Талибана». Речь идет о том, что Азербайджан станет на определенный период желанной целью для «Талибана» в плане распространения своей более радикальной интерпретации ислама. Также Азербайджан будет использоваться беженцами из Афганистана в качестве перевалочного пункта, и не только. Турция возводит стену на границе с Ираном, потому что боится потока афганских беженцев, несколько сотен тысяч беженцев, по предварительным подсчетам, уже находятся на территории Турции.

Между тем Турция возводит стену, а вот стены между Азербайджаном и Ираном нет. И можно ожидать, что поток беженцев будет перенаправлен в сторону Азербайджана. При этом нельзя забывать, что в Азербайджане сейчас находятся представители радикальных группировок, воевавших против Арцаха на стороне Азербайджана, куда они были переброшены Турцией. Значительная их часть осталась и живет сейчас в Азербайджане. Думаю, это тоже пороховой заряд, который представляет опасность не только для Арцаха, но и для самого Азербайджана. Потому что «Талибан», возможно, постарается радикализировать эти осевшие в Азербайджане группировки, которых Ильхам Алиев мечтает использовать против Арцаха.

Они могут быть использованы и «Талибаном», потому что в составе «Талибана» есть группировки и «Аль-Каиды», и «Исламского государства», которые в свою очередь связаны с группировками, переброшенными Турцией в Азербайджан во время 44-дневной войны. Таким образом, Азербайджан может в ближайшем будущем стать пороховой бочкой, представляющей опасность не только для Арцаха и Армении, но и для всего Южного Кавказа.

Источник: Голос Армении