«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

Позиция Диаспоры. Профессор Тунян Валерий

16/05/2022

Актуальность происходящих историко-политических явлений во­круг Геноцида армян в отношениях между армянской диаспорой и Тур­цией требует представления. Активностью в этом направ­лении отлича­ется диаспора Франции, где в Париже рас­по­лагается центр Айра­пет­ского присутствия Западной Европы (экзархат) св. Эчмиадзни. Оно вклю­чает Фран­цию, Великобританию, Ирландию, Швейцарию, Ита­лию, Гол­лан­дию, Бельгию и Албанию.
Армянская община Франции, насчитывающая около 0,5 млн. чел., в своей общественно-национальной деятельности, стремится направить по­ли­тику Тур­ции “на правильный путь”. Благодаря её  усилиям 22 декабря 2011 г. Сенат Франции утвердил закон о крими­нализации лиц, отри­цающих Ге­ноцид армян, который действовал в ряде стран. В этом кон­тексте по­зиция Франции, как тра­диционной нос­и­тельницы европейских цен­ностей  во вне­­ш­ней по­литике могла бы содей­ствовать требования истори­ческой справедливости.
Подход порождал необходимость решения проблем последствий Гено­цида армян - сатисфакции, компенсации и возмещения утерянного иму­щества и территорий для западноармянства.  Возможность реали­за­ция имела связь с  разными аспектами международного права в виде  уго­ловной, материальной, политической и моральной ответственности.
В  январе 2012 г. в г. Севре около Парижа состоялся третий съезд по­томков западноармянства, создавший международный ''Национальный конгресс западных армян''  с избранием членов Национального совета, при­званный осуществлять роль исполнительного органа. Намечен был фор­­мат деятельности: ''В Восточной Армении воссоздана армянская го­сударственность. Советская Армения стала независимым государством, Арцах освобожден. Восточноармянский вопрос – ликвидация блокады, подписание мирного договора с Азербайджаном - может быть решен. Для этого есть компромисс: освобожденные армянские территории остаются за Арцахом, а остальные армянские территории – Нахиджеван, Шау­мя­н­ский район и др. – за Азербайджаном''.
Обращено внимание на возможность послабление позиции армянской стороны: ''Армянская сторона не добивается осуждения геноцида армян в Азер­байджане, не требует многомиллиардной компенсации за нанесен­ный уще­рб. Это – максимальный компромисс, на который могут пойти ар­мяне. Конечно, Армения могла бы провести референдум, принять новую Конституцию и как правопреемница Первой республики пре­дъя­вить территориальные претензии к Турции. Но Армения этого не делает, что можно рассматривать как разумный компромисс для начала пере­го­воров''.
Намечалось вести переговоры с  Турцией  из следующих составных: ''Сегодня армяно-турецкий диалог может происходить на трех уровнях: 1. между властями Армении и Турции; 2. между армянами, гражданами Турции и ее властями; 3. между представителями западных армян – рас­сеянных по всему миру потомков бывших граждан Османской империи, и теперешними властями Турции''. Сделан вывод о примате диаспоры в ходе армяно-турецкого диалога: ''Республика Армения не уполномочена западными армянами формулировать национальные интересы потомков армян – бывших граждан Османской империи''.  Соответственно и ''Все­мирный Армянский конгресс'' российских армян,  выступающий за при­знание Геноцида армян и заключение равноправного договора о до­брососедских отношениях между Республикой Армения и Турцией.
Для реализации программы действий намечалось создания правит­е­льства Западной Армении в изгнании, что не допустило министерство иностранных дел Франции. Прежде всего это грозило обострением от­ношений Франции с Турцией. Внутри территории Франции наличие  цен­­­тра пред­ставительства западноармянства армян и активная по­лити­че­ская деятель­ности французских армян могли породить внешнеполити­ческие осложнения.
Происходящий дискурс в среде западноармянства требовал от по­литики Тур­ции опреде­ленной толерантности. В марте 2012 г. премьер-министр Ахмед Давутоглу в Вашингтоне, а затем летом, имел встречи с пред­ста­вителями американ­ской диаспоры по обсуждению ''болезненных во­просов''. Сепаратизм переговоров прикрывался заявлениями турок о ведении переговоров с руко­водством Армении и Республики Арцах. Вся эта деятельность должна была привести к созданию мощного ''армянского очага'' с последующим объединением Западной и Восточной Армении. Лишь надлежало решить вопрос Арцаха.
 31  января  2013 г.  был озвучен проект открытия мемориального ком­плекса Геноцида армян в парижском пригороде Севре к 100-летию Гено­цида армян, в здании школы “Са­муэль-Мурад” (бывший дворец маркизы де Помпадур на берегу реки Сены), конгрегации мхитаристов. Проект намечал  создание  музея, центра исследований и конференц-залов. Ини­ци­­то­ром являлась организация “Севр 2015”. Инициативу поддержал пред­­­ставитель Ватикана, означающее поддержку Армянского вопроса и осу­ждения  Геноцида армян со стороны преподавательского состава като­лических университетов  в мире. Пригород Севр примечателен тем, что здесь 10 августа  1920 г. состоялось подписание мира между Османской империей и Антантой, предусматривающий 89 статьей определение границы между Турцией и Арменией арбитражному решению президента США  В. Вильсону.  Озвучена цель проекта: ''Утверждение институ­цио­наль­ным образом присутствия и опыта армян в Севре''.
В свою очередь ухудшение положения армянского и христианского населения на Ближнем Востоке побудило католикоса Великого Дома Киликии  Арама I активизировать деятельность в национальной среде и на международной арене. 14-15 октября 2013 г. европейское отделение “Айоц Дата” провело третий съезд армянских общин, посвященный меро­приятиям 100-летия годовщины Геноцида армян. В ходе приветственного выступления Арам I заявил о необходимости возвращения армянских церквей Турции за­конным наследникам. Предложено приступить к раз­ра­ботке “новой стратегии, чтобы начать новый процесс”. Такой подход аналитики связали с программой премьер-министра Турции Р. Эрдогана приступить к поли­тическим реформам, которые должны повести еë “на непредсказуемый путь федерализации” (Федерации Анатолии).
В декабре 2013 г. премьер-министр Ахмед Давутоглу осуществил политический спектакль на тему депортации армян в 1915 г. На пресс-конференции 13 декабря в Ереване он осудил депортацию, назвав её ''бесчеловечным'' отношением режима иттихадистов. Указано на необ­ходимость выстраи­ва­ния ''справедливой памяти'' в армяно-турецких отношениях. В то же вре­мя Давутоглу отказался признать Геноцид армян, поскольку, якобы, армяно-турецкие отношения нельзя ''сравнить с не­мецко-еврейскими отношениями ''. Представлена необходимость ''сломать '' негативизм мас­сового сознания в Турции к армянам, а взамен Еревану предложено отказ характеристики депортации геноцидом, т.е как со­став­ной части
Таким образом,  активность  армянской Диаспоры относительно уп­раз­днения последствий Геноцида армян была с тревогой воспринята в Тур­ции, что вызвало контакты премьер-министра Ахмед Давутоглу с представителями армянской общины США и соответственно с аме­ри­канскими властями. Не учитывалась  способность властей Турции дей­ст­вовать в русле декларативного поиска разумного компромисса, готов­ность исходить из западной реальной политики, а не декларируемых евро­пейских ценностей. Ереванский зондаж показал непримиримость по­зиции обеих сторон.