«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

НЕОКОНЧЕННАЯ ВОЙНА И ТАК И НЕ НАЧАВШАЯСЯ ДИПЛОМАТИЯ

19/10/2021

Сегодня принято ретроспективно философствовать о том, почему после первой Арцахской войны победившая Армения, пользуясь сравнительно меньшей ролью России в регионе, не заставила побежденного врага заключить мирный договор, согласившись вместо этого на соглашение о прекращении огня. Ведь, по нашим представлениям, арцахский вопрос разрешился в мае 1994 года, и тогда у нас оказалось достаточно сил, чтобы победно завершить войну и принудить врага к миру.

ТРУДНО ОДНОЗНАЧНО ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС, поскольку многие внешнеполитические реалии того периода известны пока ограниченному количеству людей. Но получилось так, что Азербайджан прекрасно понял: однажды у него будет возможность решить Арцахский вопрос в соответствии со своими представлениями. Ему не удалось добиться этого в апрельских боях 2016 года, но смена власти в 2018-м и последовавшие за этим ослабление армии и искажение внешней политики в последующие два с половиной года позволили Баку добиться оглушительного военного и дипломатического успеха.

К сожалению, ни у одной армянской власти так не хватило храбрости хотя бы начать процесс признания Арцаха, при том, что намеки на это делались десятилетиями. Бесконечный поиск предпочтительного варианта между поэтапными и пакетным решениями, перекладывание вины на медлительность Минской группы ОБСЕ, фактически, стало средством не разрешения проблемы, а, наоборот, политического затягивания, которым с выгодой с для себя воспользовался Баку.

Сегодня Азербайджан навязывает нам мирный договор, а Турция – договор об установлении двусторонних отношений. Очевидно, что с обеими этими странами ведется теневая дипломатия (с Азербайджаном – и открыто также), но предмет переговоров не ясен. Во время войны военные часто говорили, что там, где заканчивается политика, начинается война. Политика, выяснилось,  даже не начиналась, чтобы закончиться, а война, оказывается, и не закончилась, чтобы начался мир.

Очевидно, что мирный договор с Азербайджаном не разрешит ни Арцахский конфликт, ни армяно-азербайджанский межэтнический конфликт, пока враг все не получил. Речь о захвате и остальной части Арцаха, и всех выгодных позиций по всей армяно-азербайджанской передней линии, эти намерения враг даже не скрывает.

Спустя год после войны, когда Азербайджан начал обратный отсчет вывода российского контингента из Арцаха, а Армении грозит бескровным вторжением вплоть до Еревана, мы не опубликовали даже число наших потерь. В таком отчаявшемся, деморализованном состоянии кто пойдет добровольцем на неизбежную в будущем войну? С какой душой командир и солдат будут защищать родину, когда видят бесславное забвение жертв 44-дневной войны?

Обеспечили трехмесячные сборы необходимый мобилизационный ресурс, им объяснили, что делать в условиях военного положения? Или опять их будут в логике фидаинских отрядов – недисциплинированно и бессистемно – отправлять на позиции для выполнения непонятной боевой задачи? Может, в стране, готовящейся к прочному миру, более нет идеи всенародной армии?

Парламентская следственная комиссия еще не создана, а в случае создания  большей частью будет заниматься сокрытием реальных виновников. Но исчерпывающей информации о военных, политических, дипломатических, материально-экономических и многих других аспектах войны нам по сей день даже не предоставили. А значит, наша война не окончена…

Давид Саркисян
Источник: Голос Армении