«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

Германское наставление Турции. Профессор Тунян Валерий

02/07/2021

     В конце ХIХ в. Берлин предпринял строительство Багдадской желез­ной дороги, именуемой проектом ''Трех Б''(Берлин-Босфор-Багдад), ставя цель обеспечить новый ''lebensraum'' (жизненное пространство) на Бли­жнем Востоке. Началось активное политэкономическое взаимодей­ствие с режимом султана Абдул-Гамида и младотурками.
       4 ноября 1913 г. султан Махмуд V подписал указ о наз­на­че­нии не­мецкого генерала Лимана фон Сандерса, яв­ляв­ше­гося главой гер­ман­ской военной миссии, командиром ту­рецкой первого армейского кор­пуса. Это означало установление германского контроля над черноморскими про­ливами Босфор и Дарданеллы. Сандерс занял третью должностную сту­пень в  турецкой армии, после военного министра и начальни­ка главного штаба, что позволяло надзирать за всеми турецкими вооружен­ными си­лами
      Произошла замена фон Сандерсом маршала Кольмар фон дер Гольца
(Гольц-паши) на посту главы германской миссии, который, однако, зна­чился инспектором турецких вооруженных сил, но он не возглавлял туре­ц­кие части в районе черноморских проливов. Это была не простая воен­ная рокировка двух немецких деятелей, а политическая акция Гер­мании по усилению влияния в Османской Турции. Немецкая военная миссия с расширенными полномочиями представлялась усилением мощи Осман­ской державы, а реформы в Армении под надзором России рас­смат­ри­вались как угроза существования территориальной целостности Осман­ской державы.
      23 ноября 1913 г. руководитель одного из внешнеполитических от­делов министерства иностранных дел Германии Пауль Рорбах прочитал доклад ''Задачи Германии в Турции'' на заседании ''Германо-Азиатского об­щества''.Председателем общества являлся фельдмаршал фон дер Го­льц, а участники-придворные и представители германского главного шта­ба.
      Политические  выводы доклада Рорбаха имели следующий вид:
- ''Германия создает таким образом из турок-османов ''стальной барьер'' против России;
- Германия разрешит вечно жгучий вопрос об армянских страданиях, дающий повод для всяких опасных осложнений в Турции;
- Германия заселит трудолюбивым и ценным, культурным армянским элементом Месопотамию и таким образом будет содействовать реализа­ции своих политических и экономических задач в Турции''.
       Доклад Рорбаха удостоился одобрения. Участником заседания отме­че­­но: ''Все придворные, военные и Гольц-паша горячо отметили практич­но­сть и годность плана Рорбаха''. Подводя итоги заседания, Гольц-паша солидаризировался с тезисом доклада Рорбаха о ''разрежении'' армян­ского населения в родных местах. Рорбах выдвинул концепцию создания но­вого геополитического пространства Турции из мусульманского населе­ния, которое после отпадения арабских частей осталось бы жизненным центром силы за счет тюрок-азербайджанцев Персии и ''татар'' Кавказа.
      Доклад Рорбаха ''Задачи Германии в Турции'' являлся обоснованием стратегии ''немецкого плана на Восток ''(Drang nach Osten). Составными компонентами являлись колонизационный опыт английской и герман­ской колонизации. Туманный Альбион вначале создавал форты, осущест­влял волну переселения, начинал экономическое освоение окружающей тер­ри­тории, а затем следовало  расширение колонии. Имелись белые, само­уп­рав­ляемые колонии (доминионы) и южных произведений. Немец­кие колонии в Намибии (ЮЗА), Камеруне, Киао-Чао в Китае либо в Микроне­зии имели климатические особенности и располагались далеко от Гер­мании. В Западном Камеруне на территории 100 тыс. гектаров были соз­даны плантации какао, кофе, чая, в Намибии занимались поис­ком золо­тых россыпей и алмазов, а в китайской провинции Шаньдун имелись горные концессии.
     Намечалась трансформация многонациональной Османской империи в тюркоязычный ''Туран '' и депортационное решение Армянского вопроса. Использовалась программа младотурок по ''уничтожению Османской империи '' и созданию однородной Анатолии,  где депортация являлась смягченной вариацией. Применялся опыт ассирийского пленения наро­дов, которых после завоевания переселяли на новые территории для их освое­ния и эксплуатации. Взамен уничтожения армянского населения демон­ст­рировались ''гуманизм'' и тонкость германской политики, кото­рой депор­тированные должны были быть благодарны. Значимость док­лада Рорбаха для политики России в Османской Турции и Армянском вопросе обус­ловили инфильтрацию содержания в русской прессе.
      16 января 1914 г. газета  ''Голос Москвы'' опубликовала статью  ''Ар­мянс­кий вопрос''. В ней содержались попреки в адрес русской диплома­тии за бесхребетность в отстаивании кровных интересов во внешней по­литике. В Турецкой Армении предвиделся очередной ''тяжелый удар''. В качестве доказательства приводились положения доклада знатока Малой Азии Пауля Рорбаха перед большой аудиторией, где был изложен план германской дипломатии в Армянском вопросе. Армянское население Ос-манской Турции представлялось имеющим русскую ориентацию из-за про­должения  младотурками  лозунга  кровавого  султана  Абдул  Гамида
 ''Армения - без армян''. Истребительная политика младотурок объяс­ня­лась тем, что османы не составляли этнического большинства державы. Численность турок представлялась 30%, но имелись и другие крупные эт­носы. Такие как арабы, армяне и курды. Между Россией и ''турецкой эт­ни­ческой зоной '' существовало пространство в 500 верст. В ходе воен­ных действий защита таких вилайетов Высокой Портой представ­лялась бес­перспективной. Имелась постоянная угроза распада Османской державы, так как 7-8 млн турок с большим трудом сохраняли покорность других народов. В перспективе представлялось  превращение Турции в слабое государство, находящееся в политической орбите сильных дер­жав.
     Изложение сложностей геополитического положения Османской Тур­ции не являлось новым для политиков. Главным являлись рекомендации Рорбаха по упразднению факторов, ослабляющих Османскую державу, и обеспечению геополитической устойчивости. По мнению Рорбаха, над­ле­жало создать жизненный тюркский политический центр (''Малый Туран''), включив в него 7-8 млн мусульман, живущих на границах Рус­ского Кав­каза и Атрпатакана (Персидский Азербайджан). Барьером на пути плана являлась Турецкая Армения, которую намечалось лишить корен­ного на ­се­ления и колонизировать. Предусматривалась депортация армян­ского населения в Месопотамию, где, как культуртрегерский элемент, оно дол­жно было содействовать эксплуатации Багдадской железной до­роге. Ме­сто армян предлагалось заселить мохаджирами (переселенцами) из Фра­кии и России, чтобы составить единый массив с исламистами  Кав­каза.
        Появление сенсационной публикации в газете ''Голос Москвы'' имеет свою предисторию. Один из участников доклада Рорбаха сделал кон­спект, который оказался у представителя Национального бюро Якова (Акопа) Завриева. Он проверил поступившую информацию в Берлине. В начале января 1914 г. министру иностранных дел России С. Д. Сазонову было сообщено о наличии антиармянской немецкой программы по ре­ше­нию Армянского вопроса: ''Вчера было получено подтверждение из Бер­лина об опасной программе, подготовленной немцами относительно ар­мян''. Внимание Сазонова было обращено на опасные аспекты тезисов доклада Рорбаха: недопущение серьезных реформ в Армении; осу­щест­вление ''эмиграции армян из родины '', заселение армянских земель тур­ками, создание мощного турецкого государства за счет тюркоязычных народов Малой Азии, Анатолии, Кавказа и Персидского Азербайджана; обеспечение успеха железнодорожных мероприятий в Месопотамии за счет расселения  вокруг них  армянского населения.Намечалась трансфо­р-­ мация многонациональной Османской империи в тюркоязычный ''Ту­ран '' и депортационное решение Армянского вопроса.
         Публикация газеты ''Голос Москвы'' имела эффект информационной бомбы. 17 января 1914 г. с опровержением выступила младотурецкая газета ''Игдам ''. Целью публикации газеты ''Голос Москвы'' представля­лось прикрытие ''экспансионизма '' славянства. План ''депортации '' отвер­гался как неправдоподобный: ''Разве есть необходимость публико­вать такие нелогичные вещи как эта новость. Цель заключается в одном – возбуждать трудности перед Османским правительством ''.      
       В июне 2005 г.  Бундестаг Германии единогласно принял по­станов­ление “День поминовения армян 24 апреля 1915 г. – Герма­ния должна способствовать примирению турок и армян”. Ини­циатором резо­люции, принятой без обсуждения, являлась фракция Христианско-де­мократичес­кого союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС). Бундестаг исходил из наличия деятельности армяно-турецкой комиссии по приз­на­нию Геноц­ида армян и возможности потепления в отношениях двух стран.  2  июня 2016 г. Бундестага Германии признал по­дав­ля­ющим боль­шин­ством го­ло­сов Геноцид армян 1915 г. Про­тив проголосовал лишь один де­путат. В резолюции гово­ри­лось о убийс­тве нации –''Völkermord'': ''Было крупней­шей кат­а­стро­фой, повлекшей огромные последствия в тыся­челетней исто­рии армянского народа ''.
       Кайзеровская Германия являлась  "товарищем Османской империи по ору­жию". В начале апреля 2018 г. появилась под­роб­ная публикация о при­частности кай­зеровской Германии к постав­кам оружия Османской империи для уничтожения ар­мянского насе­ления, от винтовок до пушек. В этой сфере до­ми­нировала оружей­ная компания Mauser. В докладе от­мечено: ''Немецкие офи­церы, служившие в турецко-османском воен­ном штабе, ак­тивно помогали осуществлять убийства. Боль­шинство агрес­со­ров были вооружены винтовками или кара­бинами Mauser, офицеры - пистолетами".